Как отношение старшего ребенка


Л. А. Дубинина методикиЧтобы иметь право учить, нужно постоянно учиться самому!»

Актуальность темы.

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Компетентностный  подход в настоящее время провозглашен в качестве основного на всех ступенях образования: от детского сада до высшей школы.

Особенности психического развития ребенка как отношение старшего ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.) (М.И. Лисина, 2008)

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:

1) опыт общения ребенка со взрослыми;

2) опыт общения со сверстниками;

3) индивидуальный опыт ребенка;

4) его умственное развитие. (А.В. Хуторской, 2003)

На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет. К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают устойчивый и осознанный характер.

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. (И.П. Шкуратова, 2003)

Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.

Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

Исходя из теоретического анализа изучения коммуникативной компетентности отечественными и зарубежными исследователями мы сделали вывод, что однозначного определения этому понятию нет. И, как большинство авторов склоняемся к тому, что основными компонентами коммуникативной компетентности старших дошкольников являются:

  • распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
  • умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;
  • сотрудничество с взрослыми и сверстниками;
  • коммуникативные навыки:
    • умение слушать и слышать;
    • воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
    • говорить самому. (А.М. Щетинина, 2013)

Как нам известно из трудов исследователей возрастной психологии (В.С. Мухина, 2009; М.И. Лисина, 2008; Е.О. Смирнова, 2005) – ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому предлагаем отследить имеющиеся навыки коммуникативной компетентности в игровой деятельности.

Для детей подготовительной к школе группы характерно содержательное общение с воспитателем по инициативе ребенка. Дети охотно общаются с педагогом, делясь своими переживаниями, новостями, задают вопросы познавательного характера, вовлекают в свои игры и в процессе игры ведут с ним диалог — ролевой и по поводу игры. Дошкольники делятся с воспитателем своими впечатлениями о летнем отдыхе, о событиях дома, об увиденном, прочитанном, о своих игрушках и т.п.

У детей пользуются популярностью настольно-печатные игры «Подбери по ассоциации», «Назови животных» и др. Дети самостоятельно организовывают игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий. Они доброжелательно относятся к партнерам даже в тех случаях, когда кто-то из них ошибается.

Возникают игры с мячом типа «Съедобное — не съедобное». Дети импровизируют, называя слова из разных тематических групп (овощи, фрукты, транспорт, одежда, рыбы, змеи и т.п.). В игре могут участвовать одновременно несколько игроков, бросая друг другу несколько мячей. Игровые действия сопровождаются смехом, радостными вокализациями, речевыми высказываниями.

Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность. Как правило, за столом располагаются одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свое и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа. (Н.К. Ледовских, 2004)

Некоторые дети, перемещаясь, могут прогуливаться по группе парами, тройками, ведут диалоги, развивая сюжет в воображаемом плане.

У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Разыгрываются импровизированные диалоги. Мотив театрализованной деятельности может включаться в традиционные сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Часто дети разыгрывают бытовые темы («Дочки-матери, «Поликлиника», «Магазин» «Перекресток»» и др.). Они легко воспроизводят профессиональную деятельность взрослых, копируют их поведение, характер взаимоотношений. Дети свободно ведут диалог друг с другом (ролевой и по поводу игры). (Д.Н. Дубина, 2006)

Поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят взрослые — родители, воспитатели, сами дети. Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем. И это обсуждение происходит как полностью самостоятельная нерегламентированная деятельность. Не обращаясь к взрослому, дети сами устанавливают порядок рассматривания иллюстраций и ведения диалога. Формируется культура дискуссии, умение выслушивать сверстника, говорить по существу, уважать право партнера на собственное мнение, на то, чтобы быть услышанным и понятым. (Е.С. Рычагова, 2012)

Такая культура ведения содержательной беседы возникает не на пустом месте. Дети приобретают опыт совместного рассматривания иллюстраций в более раннем возрасте, когда содержание картинок задается целью отработки правильного звукопроизношения, усвоения лексических групп и другими дидактическими задачами, т.е. при самостоятельной работе с развивающими дидактическими материалами (по принципу автодидактизма).

Соревновательная тематика также находит отражение в самостоятельной деятельности детей. Между детьми возникают разговоры по поводу игры-соревнования. Идет обсуждение вопроса, кто выиграл и почему? Возникает спор между сверстниками, в котором, по мысли Л.С. Выготского, происходит становление продуктивного мышления детей. (С.И. Поздеева, 2013)

Пути развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста:

— Большой блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности и большую роль уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности.

— Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013) за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества.

— Н.К. Ледовских (2003), Н.А. Богданова (2010) как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность. Авторы считают, что общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов.

— Очень много проектов (Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011), связанных с игрой как средством формирования коммуникативной компетентности. При этом авторы решают насколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

— В качестве методического материала педагоги используют достаточно известные среди воспитателей детских садов пособия: Л. Дубининой «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать». (2008)

— Существуют и более частные программы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Среди них:

Т.А. Благовещенская (2003) – Развитие основ коммуникативной компетентности при изучении английского языка в подготовительной группе;

И.А. Лыкова (2008) — Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры;

В.Н. Чиркова (2005) – Здоровьесберегающая коммуникативная среда.

Но мне хотелось бы затронуть проблему формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников посредствам активных методов обучения  (комплексно).

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом, в т.ч. воспитателем, готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Исходя из этого, задачей следующего этапа работы является разработка и внедрение психолого-педагогической программы развивающих занятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Организация, этапы и методики исследования

Цель исследования: апробация психолого-педагогической программы развивающих занятий с детьми, направленной на формирование и развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Объект исследования: дети дошкольного возраста  в возрасте 6-7 лет.

Предмет исследования: компоненты коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Характеристика испытуемых и база исследования. Исследование проводилось на базе детского сада № 1796 г Москвы. Всего в исследовании участвовало 24 ребенка (из них мальчиков — 14 и девочек — 10) в возрасте 6-7 лет. Дети посещают подготовительную группу детского сада. По возрастной периодизации Д.Б. Эльконина возраст детей 6-7 лет соответствует старшему дошкольному возрасту.

Время проведения занятий с детьми – 11 января-11 мая 2013 года..

Этапы исследования. Всего в исследовании было три этапа:

1) Констатирующий этап, в ходе которого исследовались некоторые компоненты коммуникативной компетентности..

2) Развивающий этап. На данном этапе с детьми проводилась комплексная психолого-педагогическая программа, состоящая из развивающих занятий, построенных на активном включении испытуемых в процесс обучения.

3) Контрольный этап. В ходе третьего этапа исследования провели диагностику компонентов коммуникативной компетентности и сделали выводы о применимости подобной работы для формирования коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет.

Методики исследования:

1. «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет» М.И. Лисиной

2. «Тест для изучения коммуникативных умений детей 4-7 лет» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой;

3. «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой

4. Тест «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А. Калягиной;

При проверки результативности работы были провели контрольное исследование, которое показало эффективность этой работы. У больших детей наблюдается внеситуативное общение со взрослым, что свидетельствует о развитости коммуникативной компетентности; улучшилось качество партнерского диалога и сотрудничества; уровень развития речевой коммуникации качественно изменился. И что при разработке форм и методов работы с детьми необходимо соблюдать следующие условия:

  • создавать ситуации коммуникативной успешности;
  • стимулировать коммуникативную деятельность, используя проблемные ситуации;
  • устранять коммуникативные трудности;
  • ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;
  • проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;
  • мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
  • обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;
  • моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
  • в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;
  • признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.

Описание программы развивающих занятий с детьми.

Планирование и организация деятельности основаны на личностно-ориентированном, субъектно-деятельностном и комплексно-тематическом подходах, что предполагает соблюдение принципов комплексности, сотрудничества, субъектности, паритетности, диалогизма, сотворчества, соразвития, психологического принятия каждого участника в процессе игрового взаимодействия. В игровом общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности, который не только учит ребенка способам общения, взаимодействия, поддержки друг друга, проявлениям понимания, сочувствия и многому другому, но и сам одновременно расширяет свои знания, обогащается новыми способами педагогического общения, развивается личностно и профессионально. Взрослый для ребенка выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять, принять и позитивно оценить суждения, вопросы и предложения ребенка. Потребность в уважении и признании становится основной потребностью, побуждающей не только ребенка к общению, но и взрослого к самосовершенствованию в постижении тайн детской души.

Вся работа с детьми осуществлялась в форме игр-путешествий в  Африку, Древний Новгород, Москву, космос, Морское царство и другие страны – реальные и вымышленные.

Первый этап – мотивационно-подготовительный. Главные задачи данного этапа – заинтересованность – увлечь детей предстоящим путешествием и подготовиться к нему. Предметно-развивающая среда группы начинает наполняться разнообразными материалами по теме путешествия: открытки, картинки, игрушки, художественная литература, фотографии и пр. К сбору материала обязательно привлекаются родители. Появление новых материалов в группе вызывает у детей интерес, вопросы, обсуждение. Наконец принимается совместное решение о выборе направления путешествия и начинается активная подготовка. По карте определяется маршрут, виды транспорта, на котором дети будут добираться до намеченной цели, развивается планирующая функция мышления. Совместно с педагогом каждый ребенок изображает схему путешествия, обучение моделированию. На этой схеме обозначаются и подписываются пункты остановок по маршруту следования. И вот в один из дней дети строят поезд, пароход, звездолет, конфетолет или что-то еще и путешествие начинается. Совершенно очевидно, что уже на этом этапе решается ряд коммуникативно-развивающих задач: дети включаются в разные формы коммуникации – дискуссии, деловые споря, предложения, вопросы, обсуждения, распределение ролей на период поездки по маршруту на разных видах транспорта, обмен информацией, формируется взаимопомощь, радость общего переживания, ожидания чего-то совершенно необыкновенного. Развивается речь, способность к диалогу, формируются способы игрового общения и потребность проявить себя, свои возможности.

Второй этап – основной. На данном этапе реализуется замысел игры и решаются разнообразные развивающие задачи, в процессе самых разных форм игровой деятельности. Остановимся на некоторых из видов деятельности, в процессе которых процесс общения и взаимодействия детей является наиболее интенсивным. Хочется заметить, что сделать это достаточно сложно, ибо общение включено в любой из видов деятельности детей в ходе игр-путешествий. Это обсуждение и уточнение маршрута экскурсии в музеи, в которых экскурсоводами, наряду с педагогом или родителями являлись специально подготовленные дети, отгадывание соответствующих загадок. Дети совместно выполняли панно, макеты древнерусских изб Новгородского кремля, замка Снежной королевы, Морского царя и многого другого, что требовало от них умения договариваться, согласовывать свои действия, задавать вопросы и отвечать на них. Дети лучше узнавали возможности друг друга, что способствовало формированию симпатии и уважения, при всем детском эгонцентризме, развитию доброжелательных отношений. Дети придумывали загадки, брали интервью у местных жителей (приглашенные и подготовленные педагоги других групп, родители и другие сотрудники детского сада). Их словарь обогащался терминами обозначений различных предметов и орудий труда той страны, по которой проходила поездка. Дошкольники играли в народные игры, читали и рассказывали сказки, посещали музыкальные и драматические театры. Устраивали игры-драматизации: Лечили заболевших, покупали сувениры, изготовленные самими детьми (продуктивная деятельность) или вместе с родителями, т.е. внутри путешествия было много ролевых игр, организованных как педагогом, так и детьми. Все невозможно перечислить. Деятельность детей безусловно сопровождалась как свободным так и организованным общением. Они устраивали способы общения разных типов: игрового, делового, духовного; упражнялись в использовании разнообразных средств общения – вербальных и невербальных.

Целью коллективной творческой деятельности»Космической игры-путешествия»  при подготовке и проведении стало формирование у детей представлений о космосе, солнечной системе, об участии человека в освоении космоса. Дети вместе с воспитателями изготовили макет Солнечной системы, а вместе с родителями они подготовили небольшие сообщения, связанные с освоением космоса, на заключительном этапе игры проводился интеллектуальный конкурс — все дружно разгадывали кроссворды! Процесс организованной коллективной творческой деятельности способствовал:

— развитию интереса к познавательной деятельности у детей;

— развитию коммуникативных навыков, в частности — умению договариваться, взаимодействовать друг с другом, общаться;

— формированию управленческих, организаторских способностей и  умений детей (постановка задачи, планирование своей работы, оценка своей работы);

— позволил раскрыть творческий потенциал  детей (и их родителей).

Путешествие в»Страну Добра» предполагало  оптимальное сочетание детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательной, речевой, двигательной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной и пр. Применяемые  методы способствовали развитию эмоционально — мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста, их направленности на усвоение этических, нравственных понятий и норм.

Во вводной части  этого путешествия дети учились приветствовать друг друга, знакомились с понятием «комплименты» и упражнялись в их употреблении. В основной части занятия для детей ставилась проблемная ситуация, которую дети учились разрешать в игре-инсценировке, играх-размышлялках. Например, инсценировка помогла детям взглянуть на предложенные неоднозначные ситуации глазами персон-героев и найти правильный выход из сложившейся ситуации (по сценарию), а в играх-размышлялках дети могли оценивать поступки героев рассказанных нами историй. Это позволило им усваивать и употреблять в речи различные этические понятия, находить конструктивные способы поведения и т.д. Побывав в «Стране Добра» дети вспомнили о таких  понятиях, как добро и зло, щедрость и жадность, сострадание и равнодушие, узнали что такое «комплимент» и чем он отличается от лести. Целью заключительного этапа занятия было закрепление усвоенного материала и снятие эмоционального напряжения.

Например, был разработан педагогический проект на тему «Почему животные жарких стран не могут жить в наших лесах». Каждый ребенок с родителями собирал информацию и оформлял результаты исследований о животных на выбор. Далее шло совместное обобщение результатов исследования и оформление презентации. В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т.е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.

Руководство воспитателя заключается в создании условий, в поддержке, подготовке материалов для исследования совместно с детьми. Можно отметить, что интерес на занятии и активность детей высокие. Они внимательно слушают, задают вопросы, принимают участие в обсуждении, овладевают мыслительными операциями, приобретают умения открывать новые знания, применять их в новых условиях, участвуют в конкурсах. Таким образом, применение активных форм организации обучения может способствовать формированию компонентов коммуникативной компетентности.

При активном участии родителей и детей нами была создана площадка для интегрированных занятий на прогулке. Опираясь на авторскую разработку Л. Дубиной «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений» разработана серия интегрированных занятий на прогулке. Проведение занятий такого типа способствуют развитию коммуникативных навыков, познавательных способностей, формированию положительной самооценки и укреплению межличностного взаимодействия при выполнении заданий. (Конспект интегрированного занятия на прогулке представлен в Приложении )

Психолого-педагогическая программа.

Первый этап – мотивационно-подготовительный.

Главные задачи данного этапа – заинтересованность – увлечь детей предстоящим путешествием и подготовиться к нему.

Второй этап-Игра-путешествие. На этом этапе решается ряд коммуникативно-развивающих задач: дети включаются в разные формы коммуникации – дискуссии, деловые споря, предложения, вопросы, обсуждения, распределение ролей на период поездки по маршруту на разных видах транспорта, обмен информацией, формируется взаимопомощь, радость общего переживания, ожидания чего-то совершенно необыкновенного. Развивается речь, способность к диалогу, формируются способы игрового общения и потребность проявить себя, свои возможности.

НОД-“ Подготовка к плаванию”.

НОД- “Царство подводного мира”.

Постановка сказки: “Новое приключение Колобка”. Тема досуга –“Остров сказочных героев”.

НОД- “Царство диких зверей”.

Дискуссия, рассказы детей на тему: “Кто живет в Антарктиде”?

Проект:” Наши домашние питомцы”.

НОД-“ Страна знаний”.

КТД: “Космическая игра-путешествие”.

Спортивный досуг:” Остров юных спортсменов”.

Рассказы, доклады  детей:” Африка и ее обитатели”.

Рассказ воспитателя:”Древний  Новгород” (изготовление макетов древнерусской избы).

НОД- “Страна Добра”.

КТД “ Сад  будущего”.

Коллекция : “Сокровища Земли”.

Мини-музей: “Куклы мира?.

Третий этап – обзор всего путешествия.

Праздник  “Что? Где? Когда?” Вопросы: Чему вы научились? Без чего не получилась бы работа в нашей группе? С чего все начиналось? Как шла работа? Что получилось? Не получилось?

Приложение 

Интегрированное  занятие на улице. (через поощрение)

1. Змейка.

Детям раздаются карточки с цифрами. Проходя по змейке ребенок останавливается около фрукта, соответствующего своему порядковому номеру. Описывает фрукт. (этот фрукт растет на дереве, кустарнике, на каком  континенте, цвет, форма напоминает плоскую, объемную   геом.фигуру…). Самый полный ответ поощряется монеткой пирата, которая в конце занятия обменивается на игру.

2. Классики.

Пройти по заминированному полю по следам. Участвуют все.равил Правильно выполненная дистанция, без заступов поощряется монеткой.

3. Геометрические фигуры.

Дети садятся на скамейку. В следующем задании  участвуют  другие дети. Дети встают в геометрическую фигуру (назвать, рассказать о ней, сколько углов, сторон, что общего и в чем отличие от других геометрических фигур).

4. Часы.

Два ребенка, один высокий — минутная стрелка, низкий — часовая стрелка. Задания для выполнения: в котором часу вы ложитесь спать? Встаньте в лепестки, что бы мы могли посмотреть на наши часы. Кто даст правильный и быстрый ответ, тот заработает монетку.

5. Ромашка.

Правильно выполненное  задание дает вам возможность перейти к следующему заданию. Раздаются всем детям  карточки с яблочками с разным количеством зернышек от 1-12.

По гудку дети должны найти свой лепесток и встать в него, с изображенной цифрой, соответствующей количеству зернышек в яблочке (неправильно  выполненное задание – пропускает  участие в следующем задании, ребенок садится на скамейку запасных).

6. Яблоня.

Дается время, что бы дети могли изучить яблоню: сколько на дереве яблок, какие они, сколько больших и сколько маленьких.

Сели. Составляем с детьми условие задачи: всего на дереве, сколько больших, сколько маленьких. Вопрос: на сколько больших  больше чем маленьких? Или с дерева упало одно большое и два маленьких. Сколько осталось? (монету получает тот, кто  дает решение и полный ответ).

7. Волшебное дерево.

Волшебное потому, что на нем растут листочки разных пород, и они имеют разный окрас.

Вызываются дети, которые  оказались на скамейке штрафников. Если нет таких, то вызывается тот, который не участвовал в  задании №1 и №3 (назвать название дерева и в какое время года мы можем увидеть такого цвета листочек на этом дереве? За полный и правильный ответ ребенок получает монету).

8. Веселые ладошки.

Все дети подходят и изучают Чудо дерево. Садятся.В ызывается  дети не участвующие в задании №1, №3, №7. Вопросы: сколько правых (левых) ладошек обращены вверх, вниз, вправо, влево… Поощрение — монетка.

9. Алфавит в пузырьках.

Задание — прохлопывание слова. Участвуют все. Вспоминаем: сколько букв в алфавите, на какие группы они делятся (гласные, согласные, ь, ъ.) Дети становятся в пузырьки. Воспитатель выполняет роль недостающих букв.

Задание 1: Первое тренировочное (да, мама). Вначале произносится мною слово, затем это слово  показывается. По сигналу Дети-буквы по очереди хлопают в ладоши.  Каждое следующее  задание усложняется (ура, лето, мячь, каникулы).

Задание 2: придумайте  небольшой рассказ из  нескольких предложений, что бы  в нем присутствовали  эти слова.

Заключительный  этап: дети обменивают свои монетки на игры. Ребенок в пару приглашает того, кто сегодня не смог взять монету (проигравших нет).

“Царство диких зверей“. 

Программное содержание: продолжать осваивать приемы аппликации выклеивание силуэта медведя, зайца мелко нарезанной пряжей. Закреплять умение наносить клей на основу равномерно тонким слоем. Закреплять понятия: объекты живой и не живой природы.

Предварительная работа: нарисованные детьми зимний и летний лес, трафареты зайца, медведя, мелко нарезанная пряжа.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, физическая культура, чтение художественной литературы, коммуникация.

Демонстрационный материал: картины с дикими животными.

Раздаточный материал: трафарет зайца, медведя, нарезанная шерстяная пряжа, клей, салфетка, кисточка, горох, карточка с изображением  с одной стороны и цифры с другой стороны.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель обращает внимание детей на карточки, лежащие у них на столе.

Воспитатель: С обратной стороны карточки изображена цифра-это ваш порядковый номер. Сейчас мы с вами выстроим числовой ряд (выстраиваемся в шеренгу). Карточку разверните так,чтобы всем была видна цифра на карточке, которая соответствует вашему  порядковому номеру ответа. Вы должны вспомнить понятия, что такое живая и не живая природа, дикие и домашние животные, а затем разместить свою карточку в нужном квадрате на доске. И постараться обосновать свой ответ. В природе множество животных. Какие животные живут сами по себе, а какие разводит человек?

Воспитатель загадывает загадки.

Не барашек и не кот,

носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

(заяц)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(медведь)

Воспитатель: А сейчас мы с вами оденем своих зверей в теплые шубки. Постарайтесь, что бы шерсть была густой. Первое, что мы делаем  это наносим клей на трафарет. Обильно промазываем все уголочки клеем. Затем насыпаем нарезанную пряжу на трафарет. Прижимаем кончиками пальцев пряжу по всей площади. И вот наш лесной зверь готов. Пока наши работы подсыхают, мы с вами отдохнем.

Физкульт минутка:

Ходит по лесу медведь                    (ходьба)

Хочет сесть и посидеть Где же такое место есть?           (разводит руками)

Чтобы мог медведь присесть

То высок пенек,                                                                          (перед грудью рука)

То торчит сучек                                                       (рука в кулаке палец указательный)

То мокрый мох                                                                           (развести руками)

То мох пересох                                                                            (потереть ладошки)

Ох

То низкий пень                                                                           (присесть)

То густая тень                                                                              (руки поднять)

То кричит сорока                                                                        (взмах руками)

То колючка сбоку                                                              (отпрыгнуть в бок)

То речка                                                                                       (руками в лево-право)

Нет хорошего местечка                                                                   (за голову)

Эта сказка о медведе о медведе-привереде.

Воспитатель: А сейчас каждый  из вас выберет для своего зверя лес. Перед вами  две картины  это летний лес и зимний лес. Хорошенько подумайте, посмотрите какого цвета шубка у вашего зайки.  Можно встретить медведя в зимнем лесу?

Дети размещают своих животных. Воспитатель обращается к детям.

— Как вы думаете, понравился лес вашим животным? Вы хорошо сегодня потрудились, Как вы оцениваете свою работу? Давайте похвалим себя.

— Ай да мы молодцы!

Проект: ”Мои любимые питомцы”.

Участники проекта: дети группы, воспитатели группы №3 Шепелева В.В. Хританькова Г.П., преподаватель ПДО по рисованию Гусева О.А., преподаватель ПДО по экологии Копорова Е.В., родители: Гнускова О.А., Мосеенко С.А., Чечеткина И.В.

Цель: Расширять и систематизировать знания  детей о жизнедеятельности животных.

Задачи:

— Расширять знания о жизнедеятельности животных.

— Воспитывать любовь к животным.

— Приучать умению заботиться и нести ответственность ”О братьях наших  меньших “

План проекта:

— Изучить литературу о животных.

— Беседа с детьми “Животный мир”, ”Дикие и домашние животные”.

— Просмотр фильма “Эти удивительные животные“

— Экскурсия в живой уголок д/с.

— Сбор информации: подбор картинок, фотографий, рассказов о животных.

— Презентация проекта “Мои любимые питомцы. “в виде оформления стенгазеты с фото рассказами детей о своих питомцах.

НОД:

Тема ”Домашние питомцы”- воспитатель Шепелева В.В

Тема”Домашние животные”- воспитатель Хританькова Г.П.

Тема”Усатый полосатый”- пдо по рисованию Гусева О.А.

Тема”Дикие животные”- пдо по экологии Копорова Е.В

Беседа: ”Животный мир”. “Дикие животные”. Наблюдения за домашними животными за их поведением.

Экскурсия в живой уголок д/с.

Дидактические игры: ”Игротека”, ”Узнаем животный мир”, ”Кто в домике живет”. ”Зоопарк”.

Подвижные игры: ”Гуси-лебеди”.”У медведя во  бору”.”Конь’.

Загадки о животных.

Список литературы:

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. Изд.: МПСИ, 2009. – 432 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2010. – 368 с.

3. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.

4. Галигузова, В.Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста [Текст] / В.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова // Психологическое образование и наука. – 2010. № 3. – С. 89-96.

5. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.

6.  Коблянская, Е.В.Психологические аспекты социальной компетентности. [Текст] /Е.В. Коблянская //Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2005

7. Ледовских, Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога [Текст] / Н.К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С. 106-112

8. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. Изд. Питер, 2008. – 320 с.

9. Лыкова, И.А. Диалог с исскуством: смысловое значение на языке образов, знаков и символов культуры [Текст] / И.А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С.90-105

10. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – Изд.: Академия, 2009, — 640 с.

11. Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С.И. Поздеева // Детский сад. – 2013. — №3, — С.76-83

12. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, с.126

13. Судоплатова, Ю.А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Судоплатова, Д.Н. Дубинина // Детский сад: теория и практика. – 2013. — № 3. — С. 84-89
<>

Коммуникативная деятельность в старшей группе беседыАвтор: Шепелева Вера Владимировна,

воспитатель ГБОУ «Детский сад №1796»,

 город Москва, Россия.

<>

Статья размещена в авторской редакции


Источник: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/opyt-raboty-razvitie-kommunikativnoj-kompetentnosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Как отношение старшего ребенка Характеристика семьи - База разработок - Сообщество
Как отношение старшего ребенка Конвенция о правах ребенка Конвенции и соглашения
Как отношение старшего ребенка ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЕТЕЙ СТАРШЕГО
Как отношение старшего ребенка Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с)
Как отношение старшего ребенка Тематические недели в ДОУ по формированию
Коррекция агрессивного поведения детей Бывшая жена Голые брюнетки Смотреть фото онлайн Единый - Оплата проезда Как оплачивается больничный по уходу за ребенком Листовой пластик прозрачный в Украине. Сравнить цены и

Похожие новости