Красота природы моей россии

Russkie-yuveliry_chast1_04XIX век стал эпохой расцвета русского ювелирного искусства. А имена ювелирных фирм — поставщиков Царского двора стали символом высочайшего мастерства русской культуры, и поставив свое производство на высокую ступень художественного и технического совершенства, русские ювелиры добились мирового признания.

Высокая художественность, интерес к фактуре, грамотное и оригинальное использование уникальных техник в работе: графическая резьба, живописная красочная эмаль, объемный рельеф, разнообразие сканного узора, новое видение драгоценных и полудрагоценных камней, разработка специальных приемов – все это характерно для ювелирного искусства рубежа XIX-ХХ столетий. Особая стильность, декоративная манера, которая исходила из стремления к обновлению художественного языка, были неотъемлемой чертой всех изделий этого периода.

Russkie-yuveliry_chast1_01Главными центрами ювелирного искусства в это время становятся Петербург и Москва, города с разной исторической судьбой и разными традициями, где складываются две художественные школы России, два мощных направления: одно в западноевропейской стилистике — это петербургское в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых, другое — в национальной традиции в лице Овчинникова, Хлебникова, Сазикова, и других. О национальной традиции я расскажу в следующей статье («Ювелирные дома в Царской России… Часть 2»).

Петербург был законодателем мод и направлений, на него ориентировались мастера и художники России. И именно в Петербурге, с его роскошными дворцами и блестящей придворной жизнью, под Высочайшим Императорским покровительством творили исключительные золотых дел мастера и необычайно оригинальные таланты. Отличительная черта в золотом и серебряном деле Петербурга — изначальная ориентация Петербурга на западноевропейскую культуру и моду. Здесь были богатейшие собрания искусства Европы, сохранились традиции совместной работы русских мастеров с иностранными, возникшие при Петре I.

 

Фаберже

Петербуржец Карл Фаберже был воспитан на классических традициях. В его произведениях воплотилось стремление к познанию лучших эпох истории, умению найти новые способы применения и воплощения изделий из различных исторических времен. Он умел воплотить в совершенной красоте изделий — синтез искусств. Так в пасхальных яйцах использовались элементы архитектуры, скульптуры, живописи, графики, все богатство ювелирного искусства.

Проявляя чуткость к заказчику, Фаберже умело использовал его воспоминания и ассоциации, а играя стилями, создавал произведения искусств соответствующие разным вкусам. Фаберже обладал блестящими способностями организатора большого творческого процесса, в который входили художники-дизайнеры и мастера-ювелиры различных специальностей, что позволяло выполнять сложнейшие вещи. В начале XX века у Фаберже работало около шестисот ювелиров разных национальностей.

Петер Карл Фаберже родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Его отец — Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи французских корней и был родом из Эстонии, а его мать – Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге. Начало всемирно известной фирмы послужила скромная мастерская, в которой изготовлялись неуклюжие браслеты, брошки и медальоны с камнями и эмалью. Известность пришла с началом практики сыновей мастера Густава Фаберже — Карла (с 1864 года) и Агафона (с 1882 года), которые получили образование за границей.
Russkie-yuveliry_faberge_025Изучая изделия эпох Елизаветы и Екатерины II мастера сохраняя стиль прошлых веков, прилагали к современным туалетам: папиросницы, туалетные несессеры, настольные часы, чернильницы, пепельницы, звонки.
Russkie-yuveliry_faberge_026В дальнейшем все лучшие мастера К.Фаберже были собраны в одном четырехэтажном здании на Большой Морской улице, дом 24, где кроме мастерских размещались жилое помещение его семьи, библиотека, студия для художников и модельеров, оранжерея.
Круг изделий фирмы Фаберже необычайно разнообразен — украшения, рамки, все виды коробочек, скульптура, сервизы, предметы культа, быта и туалета. Изысканность, эстетизм форм, сочетание цвета — главная черта изделий фирмы. В одном небольшом произведении могли сочетаться различные оттенки золота, утонченная гамма эмалей и драгоценных камней. Russkie-yuveliry_faberge_029Карл Фаберже использовал множество драгоценных и полудрагоценных камней, больше чем какой-нибудь мастер в истории ювелирного искусства.
Фирма работала с эмалями и была лучшей в их производстве. Наиболее характерна — эмаль по гильошировке
— обычно прозрачная, которая в сочетании с изысканной графикой резного узора фона украшала самые разные предметы. Фирма использовала более ста оттенков различных цветов, что давало возможность создавать тончайшие переливы. Для совершенствования производства эмалей в Париж был направлен сын Карла Фаберже, Александр. Но уже тогда парижские мастера не были в состоянии так легко делать эмалевые вещи, как петербургские ювелиры.

В русском декоративно-прикладном искусстве значительное место принадлежит поделочному камню. Изумительное богатство красок природы, разнообразие причудливых узоров, способность принимать полировку и разные формы сделали его незаменимым материалом для ювелиров. Новым явлением в камнерезном искусстве стали изделия фирмы Фаберже. К.Фаберже широко использовал самоцветы Урала, Сибири, Кавказа, часто дополняя их драгоценными камнями, эмалями, цветным золотом.

Russkie-yuveliry_faberge_020В то время, как Карл занимался реставрацией экспонатов Эрмитажа, компания Фаберже была приглашена на одну из основных русских выставок в Москве. Одним из экспонатов, которые были представлены на выставке компанией стал браслет IV века до н. э. На что Александр III сказал, что не может отличить копию от оригинала и работа Фаберже должна быть в Эрмитаже как пример мастерства русских ювелиров. В 1885 году компания стала официальным изготовителем ювелирных украшений для императорского дома. В этом же году  Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо по заказу императора Александра III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны.

Это было эмалированное белое яйцо, размером 6.5×3.5 см. Посередине него проходила золотая полоса. На этом уровне яйцо открывалось. Внутри находился желток из золота, в котором была такая же золотая курочка, а в ней — корона из рубина с рубиновой подвеской. В яйце использовался принцип матрешки.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.

Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. А также названием вида ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризами и одним из символов России.

На нескольких изделиях и историях их создания хочется остановиться немного подробнее:

Russkie-yuveliry_faberge_003

Ювелирное яйцо «Память Азова» — было создано в 1891 году для императора Александра III и подарено на Пасху его супруге, императрице Марии Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России. Вырезанное из цельного куска гелиотропа, яйцо «Память Азова» выполнено в стиле Людовика XV. Оно покрыто ажурными золотыми орнаментами в стиле рококо, инкрустированными бриллиантами и золотыми цветками. Широкая золотая кайма в месте соединения двух половинок яйца украшена рубином и двумя бриллиантами. Отделка внутренней части яйца выполнена зелёным бархатом. Сюрпризом яйца является миниатюрная модель крейсера Российского императорского флота Память Азова, выполненная из красного и жёлтого золота и платины с маленькими бриллиантами в качестве стёкол, установленная на пластине из аквамарина, имитирующего воду. Яйцо было сделано в память о путешествии цесаревича Николая II и великого князя Георгия Александровича на крейсере «Память Азова» по Дальнему Востоку в 1890 году. Путешествие было совершено по совету их родителей с целью расширения кругозора будущего царя и его брата.

Russkie-yuveliry_faberge_003_1

Russkie-yuveliry_faberge_007-1

Ювелирное яйцо «Коронационное», одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Над ним работали ювелиры Михаил Перхин, Генрик Вигстрём и Георг Штейн, создавший миниатюрную копию кареты. Яйцо было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II. Этот значимый символ Российской истории был представлен в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне. Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, проходившей в Успенском соборе Москвы. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами… Яйцо является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже.

Russkie-yuveliry_faberge_007

Russkie-yuveliry_faberge_008-1

Ювелирное яйцо «Ландыши», изготовленное фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Было изготовлено в качестве подарка на Пасху последней русской императрице Александре Фёдоровне, жене Николая II в 1898 году. Яйцо выполнено в стиле модерн. При нажатии на боковые жемчужины из верхней части выдвигаются три медальона. На верхнем медальоне изображён Николай II в военной форме. На левом медальоне портрет великой княжны Ольги, на правом — Татьяны. Верхний медальон венчает корона, украшенная россыпью бриллиантов и рубином в форме кабошона.

Russkie-yuveliry_faberge_008

Russkie-yuveliry_faberge_006

Ювелирное яйцо «Клевер» — было создано в 1902 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. Яйцо выполнено в стиле модерн. В годы революции сюрприз был утерян, но, согласно архивным документам, это был драгоценный четырёхлистник клевера, который украшали 23 крупных бриллианта с четырьмя миниатюрными портретами дочерей Николая II: Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии.

 

 

 

Ювелирное яйцо «Лавровое дерево» (или «Апельсиновое дерево») – одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, Russkie-yuveliry_faberge_018изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1911 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1911 года. Императорское ювелирное пасхальное яйцо сделано из золота, покрыто зелёно-белой эмалью и украшено нефритами, алмазами, рубинами, аметистами, жемчугом и белым ониксом.

Сюрпризом императорского ювелирного пасхального яйца «Лавровое дерево» является механическая крылатая певчая птичка, способная поворачивать голову, раскрывать клюв, петь и махать крыльями. Движение обеспечивается заводным механизмом. Птичка появляется из-под верхней ажурной крышки изделия — среди ветвей и листьев скрыты замочная скважина и крошечный рычаг, при нажатии на который открывается шарнирная круглая вершина дерева и появляется сюрприз.

Russkie-yuveliry_faberge_019

Галерея некоторых работ фирмы Фаберже:

Russkie-yuveliry_faberge_027

Богатство художественной натуры, энциклопедичность и исключительный талант, сделали Карла Фаберже гениальным ювелиром.

 

Болин

Russkie-yuveliry_bolin_001Карл Эдуард Болин – один из самых искусных и знаменитых ювелиров при царском дворе в России. Его фирма «Болин и Ян» была не только первой самостоятельной ювелирной фирмой в Петербурге, но и самой известной и прославленной еще до появления Фаберже. Клиенты Болина принадлежали к высшим слоям петербургского общества: звание придворного поставщика принесло фирме большое количество заказов от царского двора и окружения Его Императорского Величества. Болин и его мастера специализировались на элитных украшениях с крупными, высокого качества камнями, им поручали исполнение особо важных заказов, в том числе официальных царских подарков с государственной символикой.

Основатель фирмы «Болин и Ян» – бриллиантовых дел мастер Андреас Ремплер – приехал в Петербург в 1790 году из Саксонии, принял вместе с семьей российское подданство и получил звание Придворного Ювелира. Андреас был высококлассным ювелиром, имел постоянную клиентуру, его дело развивалось. Кроме того, мастер состоял еще и в должности оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Впоследствии фирму назвали «Болин и Ян», она перешла в руки двух зятьев Ремплера – немца Готтлиба Эрнст Яна и шведа Карла Эдуарда Болина. А спустя несколько лет, после смерти Яна, в 1839 году Болин стал единственным Придворным Ювелиром, и звание это осталось за его фирмой до октябрьской революции.

Russkie-yuveliry_bolin_004С 1849 года мастерская Болина в Петербурге находилась на Невском проспекте, там работало около 50 человек. У самого Карла Эдуарда было 8 детей, двое из них работали в фирме отца. Болин мечтал создать династию ювелиров, и у него это получилось. Позже его сыновья Эдуард Людвиг и Густав Оскар Фридрих стали не менее именитыми и прекрасными специалистами в области ювелирного искусства.

Болины к тому времени заняли при дворе прочное положение. Заказы, которые они выполняли, были настолько важными, что в 1912 году Николай II пожаловал им потомственное дворянство. Это единственный случай в царской России, когда ремесленники, пусть и высочайшего класса, работающие с уникальными драгоценными камнями, «бриллиантщики», получили свой герб и стали российскими дворянами!

Болины честно, увлеченно и с душой служили шести российским монархам, а всемирная слава пришла к ним после знаменитой выставки 1851 года в Хрустальном дворце в Лондоне. Получив первое место в позиции «ювелирные украшения», они показали, что у них нет соперников и за пределами России. Если сравнивать ювелирные дома Болина и Фаберже, то это совершенно два разных направления. Фаберже стал известным благодаря новациям в дизайне, а Болины упор делали на классику, эксклюзивность. Не зря их работы имеют статус «коронных ценностей» в описях Алмазного фонда. Главные вещи дома Романовых были заказаны у Болина.

Russkie-yuveliry_bolin_005
В 1874 году император Александр II подарил Великой княгине Марии Александровне по случаю бракосочетания с герцогом Эдинбургским парюру с бриллиантами и рубинами. В 1900 году императрица Александра Федоровна заказала Болину ожерелье и диадему с 800 бриллиантами и колумбийскими изумрудами. Среди наиболее любимых изделий и камней Болина были головные уборы из бриллиантов и жемчуга, браслеты и серьги с рубинами, аметистовые броши.

Russkie-yuveliry_bolin_007

Russkie-yuveliry_bolin_008Разумеется, сами Романовы всячески поощряли творческое состязание лучших мастеров, что и привело в ту пору к расцвету ювелирного искусства в России. Кстати, именно в тот момент пытался попасть к русскому царю знаменитый французский мастер Луи Картье, но ему было отказано.

Болин имел дело с редкими, крупными драгоценными камнями, стоимость которых даже по тем временам была воистину королевской. В его реестр входило исполнение орденов, алмазных звезд, фрейлинских шифров, «высочайших подарков» с монархической геральдикой. Болин и ныне – самый высокий пример и стандарт ювелирного искусства, планка, которую покорить удалось немногим.

В изданном в С.Петербурге «Обозрении Лондонской Всемирной выставки» говорилось, что на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году были отмечены диадемы, браслеты из бриллиантов, жемчуга, бирюзы и рубинов, броши, особенно в виде ветки из жемчуга стального цвета работы Болина, которые «решительно превосходили совершенством оправы все, что было на выставке, не исключая даже диадемы испанской королевы работы знаменитого парижского ювелира Лемонье».
Первый знаток и любитель Гоп, которому принадлежит «лучшее собрание ювелирных камней в Англии, купил браслет Болина на другой день» после открытия.

Московское отделение фирмы Болина в основном занималось производством серебряной посуды, предметов быта и туалета. Представители фирмы специально изучали орнаменты русской посуды XVIII века, делали фотоснимки с них в фондах Императорского Исторического музея в Москве в 1908, 1910 годах.

Russkie-yuveliry_bolin_014

Галерея некоторые работ фирмы Карла Болина:

Russkie-yuveliry_bolin_011

В наше время драгоценности Болина – большая редкость. Произведения искусства, выдающиеся ювелирные украшения, воплотившие символы царской власти, истории и эпохи, были безжалостно разграблены большевиками. Революционному комитету нужна была валюта, и драгоценные камни извлекались из коронных украшений и продавались за бесценок на Запад, а прекрасные оправы – тонкие и уникальные работы – переплавлялись в слитки. Троцкий лично занимался конфискацией, «освоением» и продажей царских ценностей за рубеж.

Многие изделия Болина Романовы взяли с собой, покидая Царское Село. Это были их личные вещи: пять диадем, золотая шпага царевича Алексея, украшения великих княгинь. В Тобольске им удалось что-то обменять на продукты для детей, все остальное было отнято при обыске после казни и передано в партийную кассу. В официальных документах большевиков значилось: «С трупов Романовых набралось около 1/2 пуда бриллиантовых вещей».

 

Ган

Russkie-yuveliry_gan_01Всемирное признание получили произведения придворного поставщика, владельца ювелирной мастерской, основанной в 1873 году, Карла Августа Фердинанда Гана (1836-1899). Будучи австрийским подданным, он приехал в Россию, в 1892 году принял российское гражданство, в 1897 году награжден орденом Св. Станислава 3ей степени, а с 1898 года получил звание потомственного почетного гражданина. Ган был придворным поставщиком и оценщиком при Кабинете Его Императорского Величества (с 1896 года). Годовой оборот фирмы Гана на 1893 год насчитывал – 100 тысяч рублей. Изделия фирмы продавались в магазине на Невском проспекте.

Russkie-yuveliry_gan_02Золотая, инкрустированная бриллиантами, табакерка. Ювелирная фирма «Карл Ганн», мастер — Карл Бланк

Изделия фирмы К. Гана отличались превосходным качеством исполнения, утонченной палитрой эмали, элегантностью форм. Они были отмечены наградами на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго и др. Наиболее известными работами мастерской Гана были корона с диадемой и кокошником (1896 г.) и триптих с портретами царской семьи. Мастерская ювелирных изделий К. Гана занималась изготовлением золотых изделий с эмалью, табакерок, коробочек и др. Фирма выполнила много вещей для Кабинета Его Императорского Величества, специализируясь на орденах с бриллиантами и других изделиях с драгоценными камнями. Есть сведения, что она сотрудничала с фирмой Картье.

После смерти владельцем фирмы стал сын Карла Гана – Дмитрий Карлович, который также в 1903 году получил удостоверение придворного поставщика. Кроме того, магазин торговал золотыми и серебряными изделиями петербургских и заграничных фабрик. С 1892 по 1909 гг. в фирме работал ювелир К.К. Бланк, с 1909 по 1911 гг. он состоял компаньоном, но не смотря на это, после смерти Дмитрия Гана фирма не перешла к нему, а прекратила свое существование.

Russkie-yuveliry_gan_03Мастерская придворного ювелира Карла Бланка, Санкт-Петербург, 1908-1917-е гг. Золото, серебро, эмаль, бриллианты.

 

Грачевы

Russkie-yuveliry_grachyovy_001Крупной петербургской фирмой по производству золотых, серебряных и гальванических изделий с годовым оборотом в 125 тысяч рублей была фирма братьев Грачевых, основанная в 1866 году Гавриилом Петровичем Грачевым, до тех пор работавшим в фирме «Гассе». Фирма приобрела известность в 70-е гг. XIX века, когда к управлению пришли сыновья Гавриила Петровича – Михаил и Семен, образовав Товарищество братьев Грачевых, пайщиками которого стали еще 5 сыновей основателя предприятия. На фабрике работало 87 рабочих. Михаил и Григорий Грачевы усердным трудом и знанием дела способствовали тому, что художественные изделия их фабрики приобрели большую известность не только в России, но и заграницей пользовались значительным спросом.

Так, на всемирных выставках в Париже 1889 и 1900 гг. фирме были присуждены золотые медали, а в 1893 году – бронзовая медаль за эмалевые и филигранные изделия. Изделия мастеров фирмы удостаивались высоких наград на международных выставках в Копенгагене и Чикаго. В 1892 году фирма получила звание Поставщика Двора и право ставить двуглавого орла на своем клейме.
Фирма занималась производством предметов культа, быта, туалета, скульптуры, столовых и чайных сервизов, посуды. Для посуды были характерны украшения в стиле историзма. Ювелирный дом братьев Грачевых был самым известным в Петербурге в изготовлении предметов в русском стиле.

Russkie-yuveliry_grachyovy_006-1

Братья Грачевы работали с эмалью в разных техниках, в том числе с оконной, или витражной, и по гильошировке.

Большое место занимала скульптура, которая часто становилась частью разных предметов — ваз, часов, письменных приборов и т.д.

Russkie-yuveliry_grachyovy_002В процессе создания своих произведений мастера чаще всего брали за образец какой-либо старинный памятник ювелирного искусства и создавали ему своеобразную авторскую реплику. Зависимость от художественных схем прошлых веков сказывается, главным образом, в тех работах, которые выполнялись в традиционных технических приемах – эмали по скани и резьбе. Изделия же, создававшиеся в новой технике витражной эмали, не вызывали прямых ассоциаций со старинными предметами ни в форме, ни в декоре.Russkie-yuveliry_grachyovy_003
Но все-таки, фирма братьев Грачевых даже в поздних своих произведениях, которые по пластическому решению соответствовали художественным нормам модерна, оставалась верной духу национального искусства. Среди петербургских ювелирных предприятий второй половины XIX века она наиболее тесно примыкала к основному направлению неорусского стиля.

Как Курлюковы и Мишуковы в Москве, братья Грачевы в Петербурге были исполнителями, главным образом, церковных заказов. Они создавали различные изделия из серебра с эмалью, но «церковный» ассортимент определял стилистику произведений фирмы.

Галерея некоторых работ фирмы Грачевых:

Russkie-yuveliry_grachyovy_010

Предприятие Грачевых, как и многие другие ювелирные фирмы, прекратило свое существование в 1918 году.

Вот и подошла к концу первая часть моей статьи, посвященная ювелирам Петербурга, в Царской России XIX — начала XX столетий. Я постаралась познакомить с самыми яркими из них, и на примере их работы показать общее представление о мастерстве того времени. Работа этих художников-ювелиров явилась крупнейшим вкладом в культуру России, культуру человечества. Этими мастерами была создана особая, ярко окрашенная ветвь русского искусства, и их наследие не теряется, а все более выигрывает на фоне общей истории европейского и мирового ювелирного дела.

Продолжение статьи, с пометкой «Часть 2», читайте скоро в моем блоге.

 


Источник: http://doradajewelry.com/yuvelirnye-doma-v-tsarskoy-rossii-chast-1/



Закрыть ... [X]

Красота природы моей россии Города России. Рейтинг городов России Не сидится
Красота природы моей россии Теория линий: Натуралы - Красота, вдохновленная
Красота природы моей россии Parfum - элитная парфюмерия с доставкой по России
Красота природы моей россии Илья Глазунов: Даже из-под крышки гроба я буду
Красота природы моей россии Ювелирные дома Царской России. Часть 1
Стихи моей Души ГОЛОС ДУШИ Аллея России «Прыщи к чему снятся во сне? Если видишь во сне Прыщи, что Брови к чему снятся во сне? Если видишь во сне Брови Витамины и поливитамины для детей, мужчин и женщин Выщипываете ли вы брови или лучше брить? Когтеточки для кошек своими. - Kot-Pes Онихомикоз (грибок ногтей). Причины, симптомы, признаки