Система социально педагогической коррекции




Владимирский Государственный

Педагогический Университет
















Реферат по философии педагогики

на тему

Современная система образования

в России”










Студентки 3-го курса заочного отделения Лапешкиной Н.В.


2001 г.


СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Введение

  • Образование и общество

  1. Основная часть

    1. Непрерывное образование

    2. Характеристика образовательной системы в России

  • Центральное звено системы

- Соросовские учителя, их высказывания по реформированию школьного образования

  • Дошкольные образовательные учреждения

- уникальность системы ДУ в России

- проблема преемственности (дет. сад – школа, дет. сад - прогимназия Нижний Новгород)

  • среднее профессиональное образование

  • высшая школа

- уровни высшего образования на современном этапе

- послевузовское образование

  • частные и альтенативные образовательные учреждения

- вальдорфские школы

- школа Марии Монтессори

- национальные учебные заведения

  1. Заключение

  • Система образования как “фильтрующее устройство”

  • “дистанционное обучение”







СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ


В 1971 году Иван Иллих написал книгу, названную "Общество, отказавшееся от образования". В ней он настаивал на отмене обязательного образования, аргументируя это тем, что школа не развивает способностей ученика, а лишь заставляет дорожить материальными ценностями и техническими знаниями, попадая таким образом в зависимость от квалифицированных специалистов и бюрократов. Он считал, что образование не эффективно не только при обучении грамотности, оно внушает учащимся чувство своей неполноценности. Иллих считал, что школы следует заменить частными учебными заведениями, где людей будут обучать любимому делу, а не навязывать предметы, которые им не нравятся или их не вдохновляют. Он также писал, что работодатель не должен спрашивать об оценках человека и о том, как он сдавал экзамены. При приёме на работу должны учитываться только компетентность человека в той или иной сфере.

Не ремесленичество ли это? Не возвращение ли к средневековью?


Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых соци­ально-экономических условиях жизни?

Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полно­ценной жизни и труду?

Системы образования в любой стране призваны спо­собствовать реализации основных задач социально-эконо­мического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена об­разования чрезвычайно важна, способность школы доста­точно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрез­вычайно важное значение.

Определение стратегических направлений развития си­стем образования волнует практически всё мировое со­общество. В книге “Школа для XXI века. Приоритеты ре­формирования образования” американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос “Что вы хотите от школы?” получал, как правило, один и тот же ответ: “Нам нужны люди, кото­рые умеют учиться самостоятельно”. Это и понятно, рас­суждает автор, если ученик знает, как учиться, как дос­тигать цели, если он знает, как учиться в школе, как ра­ботать с книгой, как получать знания от учителя, как ис­кать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнооб­разные источники информации для решения этих про­блем, то ему легче будет повысить квалификацию, пере­квалифицироваться, получать любые необходимые допол­нительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся чи­тать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам. Даже если школа сумеет это делать очень хорошо, для информационного обще­ства, каким становятся США и многие, многие страны современного мира, этого явно недостаточно.

К сожалению, слепое копирование американского опыта в надежде достичь таких же успехов без полного понимания всех плюсов и минусов и у нас в последнее время стало приводить совершенно не к тем результатам, которых изначально искренне хотелось добиться многим нашим педагогам. В то же время отрадно то, что большинство из них, воспитанных на скорее гуманитарных принципах, свойственных нашей нации и уходящих корнями в историю, культуру русского народа, быстро осознали это и стали гораздо больше внимания уделять именно личности человека, которого они учат, используя при этом самые последние достижения психологии. Действительно, ведь человек по природе любознателен, и удовлетворение информационного голода у нормальной личности стоит в одном ряду с потребностью в пище и стремлением к размножению. Поэтому действительно талантливый учитель стремится именно пробудить и закрепить эту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как можно получать удовлетворение от самого процесса познания. Однако учитель, который поставит перед собой такую задачу, неизбежно столкнется с массой трудностей, особенно если он работает в обыкновенной школе (хотя настоящий талант сможет увлечь детей и в таких условиях, но вот какой ценой...). Поэтому в частной школе, где, как везде в условиях рыночного подхода, "всё для клиента", таким людям выразиться проще - ведь если детям нравится в школе, то и их родители охотнее тратят свои деньги, видя, что это не напрасно. Кстати, поскольку частные школы, как правило, платные, то и родители у учеников достаточно обеспеченные люди, а все мы знаем, что многие из так называемых "новых русских" не отличаются особым интеллектом, подобно первопроходцам Америки, но в то же время они осознают важность получения хорошего образования для своих детей.

История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталки­вается общество, так или иначе сказываются на сфере об­разования. Например, в связи с экономическими трудно­стями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное фи­нансирование системы образования, что ведет к ослабле­нию материально-технического оснащения учебно-воспи­тательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров. Или неблагоприятная экологичес­кая обстановка, царящая на планете, разрушающе действу­ет на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в од­ной, то в другой точке планеты, проблемы образования ухо­дят на последний план перед угрозой смертельной опасно­сти, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.

Но, с другой стороны, образование во многом определя­ет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значе­ние образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глу­бокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразо­вывать внутренний мир индивида на основе гуманистичес­ких идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного обра­зования. Социальная роль образования заключается в воз­можности оказывать влияние на развитие тех или иных тен­денций в обществе, социуме, готовить подрастающее по­коление к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

Для каждого отдельного человека образование имеет бо­лее или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах зани­мает четверть жизненного пути современного человека, де­лает содержательной и одухотворенной его жизнь, окраши­вает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потреб­ности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется “образ человеческий”. С помощью образова­ния человек адаптируется к жизни в обществе, приобрета­ет необходимые для этого знания и умения.

Обычно российское естественнонаучное образование оценивают очень высоко, считая его одним из лучших в мире. В пользу этого говорят блистательные результаты российских школьников на международных олимпиадах, а также высокий уровень подготовки российских сотрудников, работающих в зарубежных университетах или фирмах, в сравнении с западными коллегами. Примерно к такому же выводу приводят впечатления эмигрировавших педагогов, уже накопивших определённый опыт преподавания в российских школах и ныне преподающих в других странах.

Тем не менее, у этой точки зрения есть и оппоненты. Они ссылаются на низкий уровень массовой грамотности российского населения, особенно сельского, на невысокую образованность жителей многих малых городов, удаленных от столичных мегаполисов.

Вероятно это так. Однако есть все основания при оценке научно-образовательного потенциала той или иной страны вести сравнение по лучшей, наиболее образованной части населения. Хотя она может составлять относительно тонкий слой общества, именно эти лучшие — сами или через своих учеников — способны обеспечить высокий уровень научно-технического прогресса, воспринять и развить инновационные технологии в самых разных областях человеческой деятельности, провести аналитические оценки, необходимые для принятия стратегически важных решений и т.д.

Изменения в социально-экономической сфере обществен­ной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Рос­сию, перед необходимостью реформирования образователь­ной системы. Реформы образования, став частью социаль­ной политики современных государств, направлены:

- на обновление всех звеньев своей системы от дошколь­ных учреждений до университетов;

- совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

- улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В основу государственной политики Российской Феде­рации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федера­ции (1993), Законе РФ “Об образовании” (1992). В докумен­тах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ “Об образовании” подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы бла­гоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.

В качестве ведущих принципов государственной полити­ки в области образования в России закон утверждает гума­нистический характер образования, приоритет общечелове­ческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы раз­вития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность и др.


Непрерывное образование

Вопрос о том, можно ли выучиться, получить образова­ние один раз на всю жизнь, не является новым для общества. Идея непрерывного (пожизненного) обучения возникла в далеком прошлом. Первые намеки по поводу необходимос­ти учиться постоянно содержатся в древних писаниях Библии, Коране, Талмуде), в высказываниях Платона, Аристотеля, в народных изречениях типа “Век живи - век учись”. Предтечей современных представлений о непрерывном об­разовании стали педагогические взгляды Я.А. Коменского. В трактате “Всеобщий совет исправления дел человеческих” ученый писал: “Как для всякого рода человеческого весь мир - это школа, от начала до конца веков, так для каждо­го человека его жизнь - школа, от колыбели до гроба; мало сказать вместе с Сенекой: “Учиться ни в каком возрасте не поздно”, но надо говорить:каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе”.

Таким образом, идея непрерывного образования возник­ла в далеком прошлом, но острую необходимость в ее реали­зации человечество стало испытывать к концу XX в. Это объясняется динамичностью социально-экономического и духовного развития современного общества. Чтобы соот­ветствовать требованиям стремительно меняющегося обще­ства, не оказаться за бортом жизни, человек должен посто­янно пополнять, расширять, уточнять багаж своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру, развивать свой творческий потенциал.

В 80-е гг. в документах международных организаций (ЮНЕСКО, Римский клуб и др.), изучающих состояние и перспективы развития мировой системы образования, оформилась концепция непрерывного образования. Сущ­ность концепции состоит в идее “обучающегося общества”, пожизненного образования, удовлетворяющего потреб­ность человека в непрерывном совершенствовании и само­реализации.

Первоначально идея непрерывного образования разра­батывалась как проблема образования взрослых. При этом учитывались тезисы современной психологии о том, что развитие человека не ограничивается рамками детства, а продолжается на протяжении всей жизни, и тем успешнее, чем квалифицированнее помощь, которую он получает из­вне. Предполагалось, что непрерывное образование облег­чит для человека перемену социальных ролей в разные пе­риоды жизни, поддержит и улучшит качество индивидуаль­ной и коллективной жизни путем личностного, социального и профессионального развития.

В современной концепции непрерывное образование рассматривается как постоянная форма всей жизни человека начиная с раннего возраста. В процессе образования чело­века участвуют не только специальные учебно-воспитатель­ные учреждения, но и семья, научные центры, неформаль­ные объединения, средства массовой информации, церковь и др. Причем образование взрослых и эффективность обу­чения детей теснейшим образом связаны между собой, не требуется особых доказательств того, что культурные, со­циально активные родители, образованные педагоги - не­обходимое условие для успешного развития ребенка. И, на­оборот, в ситуации малограмотного окружения ребенок не может получить настоящего образования.

Непрерывное образование - это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сто­рон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира.

Основные принципы непрерывного образования можно сформулировать следующим образом:

- ориентация образовательной системы на человека, на его некоторые индивидуальные и базовые потребности;

- широкий демократизм образовательной системы, до­ступность, открытость любой ступени и формы образова­ния каждому независимо от пола, социального положения, национальности, физического состояния и др.;

- быстрое реагирование образовательной системы на особенности интересов различных категорий населения, а также стилей и темпов обучения;

- развитие различных форм образовательных услуг, позволяющих каждому желающему воспользоваться ими в удобном для него виде, в необходимом объеме, в подходя­щем месте, в любое время;

- единство формального и неформального видов (хоз­расчетные курсы, кружки, клубы по интересам и др.) обра­зования, создание “образовательного поля”, которое пре­образует общество в “обучающее” и “обучающееся”;

- использование электронной технологии в целях обес­печения получения людьми образования на любом этапе их жизненного пути.

В настоящее время отрабатывается система непрерыв­ного образования, которая должна обеспечить взаимодей­ствие всех факторов образования человека. Ведущая роль в этой системе принадлежит народному образованию, ко­торое закладывает основы разностороннего развития лич­ности, обеспечивает базу для продолжения образования и самообразования. В системе непрерывного образования самообразование занимает особое место, поэтому важно развивать умение человека самостоятельно овладевать знаниями, осуществлять поиск информации, работать с ис­точниками и т. д.

Забота о непрерывности образования находится в цент­ре социальной политики многих государств, а само непре­рывное образование становится массовым движением, в котором интегрируются учеба, труд, досуг людей.


Характеристика образовательной системы

в России.

Современный и будущий работодатели заинтересова­ны в таком работнике, который наделен следующими качествами:

- думать самостоятельно и решать разнообразные про­блемы (т.е. применять полученные знания для их решения);

- обладать творческим мышлением;

- обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

По глубокому убеждению Ф.С. Шлехти, те школьни­ки, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь са­мостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

Таким образом, выпускник современной школы, кото­рый будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того чтобы на протя­жении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходи­мые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рацио­нального их решения; четко осознавать, где и каким об­разом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы фак­ты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения про­блем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами реше­ния, устанавливать статистические закономерности, де­лать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных об­ластях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собствен­ной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении про­блемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором дея­тельность учения-познавательная деятельность, а не пре­подавание, -была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму -ученик -учебник -учитель. Имен­но так построена система образования в лидирующих стра­нах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных ти­пов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специаль­ное, вузовское, послевузовское, дополнительное образо­вание.

К образовательным учреждениям относятся:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования;

-другие учреждения, предоставляющие образователь­ные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - началь­ная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-произ­водственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образова­ния, а также экстерната.

Деятельность государственных, муниципальных образо­вательных учреждений строится на базе типовых положе­ний, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе ти­повых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Центральным звеном системы образования в Российс­кой Федерации является общее среднее образование, кото­рое обеспечивается коррекции средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специ­альными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательны­ми учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические сту­дии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортив­ные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, шко­лы народных ремесел и др.).

Главные задачи общеобразовательных учебных учрежде­ний состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физическо­го развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформиро­вать приемы самостоятельной деятельности.

Международная Соросовская Программа Образования в области точных наук (одна из программ благотворительного фонда “Институт Открытого общества”) в период с 1994 по 1997 гг. ежегодно присуждала около 4000 индивидуальных грантов лучшим российским учителям, преподающим точные науки (математику, физику, химию и биологию). Гранты выплачивались за счет средств, предоставленных известным американским меценатом Джорджем Соросом. Учитель получал грант в по результатам конкурса предшествующего года. Списки Соросовских учителей публиковались в массовой печати.

В целом, особенно в математике и физике, сохраняется программная основа, сложившаяся в течение многих десятилетий и ставшая традиционной. Именно эта основа обеспечивает признанно высокий уровень российской системы естественнонаучного образования, о чем я уже упоминала. Традиционность образования имеет много достоинств. В любой радио- или телепередаче, в любой публичной лекции, в любом печатном издании, если они обращены к массовому слушателю, зрителю или читателю, можно заранее рассчитывать на определенный уровень их образовательной подготовки, полученной в школе. Выверенные веками образовательные стандарты вполне могут донести до своих учеников даже учителя средних способностей, по уровню развития и интересов мало чем отличающиеся от рядового обывателя.

Однако у Соросовских учителей даже преподавание по стандартной программе неизменно носит заметно выраженный творческий характер.

Во-первых, они умеют создавать на уроке и даже вне его благоприятный климат для усвоения учебного материала. Соросовских учителей отличает более внимательное, уважительное и заинтересованное отношение к каждому ученику. Во-вторых, много нового вносится в технологию урока (подробнее эта тема изложена в разделе “Педагогические технологии”)

“Существующая в школах система образования не способствует устранению биологической неграмотности. Поэтому политики, руководители крупных предприятий, юристы, экономисты остаются неграмотными в области биологии. Последствия — в той кризисной экологической ситуации, которая складывается в России. Необходима специальная эколого-биологическая программа для небиологов, способная готовить людей к грамотному взаимодействию с природой (от детсада до послевузовского образования)” (О.В. Иноземцева, учительница биологии школы № 417).

В российских школах по-прежнему главенствует традиционная схема урока: опрос (проверка домашних заданий), затем объяснение нового материала; изредка — контрольная работа.

Соросовские учителя этой схемой практически не пользуются. Вместо прямолинейной проверки домашних заданий, проводится коллективное обсуждение. Задавая дополнительные вопросы, по теме и в развитие темы, предлагая по ходу дела простенькие, но поучительные задачи, учитель добивается более глубокого понимания своего предмета, пробуждая к нему интерес — на такие уроки школьники и сами стремятся придти подготовленными. Для проверки индивидуальных знаний учителя всё шире прибегают к технике тестов, в том числе компьютерных, которые, как правило, сами и разрабатывают. Обычные хитрости, когда школьник вычисляет, когда его “вызовут” и только к этому уроку готовится, попросту теряют смысл — рано или поздно учитель основательно проверит знания каждого ученика по всей теме.

Существенный прогресс достигнут некоторыми Соросовскими учителями в методике объяснения нового материала. Монолог уступает место диалогу с классом, коллективному обсуждению. Учитель добивается того, чтобы нужные, правильные и обоснованные выводы ученики сформулировали сами.

Соросовские учителя не стремятся добиться на уроках полной тишины. Они предпочитают “рабочий гул” (выражение, взятое из одного отчета). В знаменитой 57 школе принята система преподавания, разработанная Заслуженным Соросовским учителем Н.Н. Константиновым: уроки проводит группа математиков (студенты, аспиранты), под руководством учителя; ученики в ходе урока свободно перемещаются по классу, что нисколько не снижает творческой атмосферы урока. В этом нет ничего удивительного: в таком же режиме работают сотрудники научно-исследовательских лабораторий.

Формы уроков могут быть довольно разнообразны. Учительница биологии Т.А. Богатых (491 школа) практикует уроки-конференции, на которых учащиеся делают подготовленные сообщения (с использованием научно-популярной литературы).

В старших лицейских или гимназических классах, как правило, вводится лекционно-семинарская система, с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме. Лекции читаются одновременно всем параллельным классам. Контакты между лектором и слушателями, естественно, слабее, чем контакт хорошего учителя с каждым из учеников в ходе обычного урока. Тем не менее, жанр лекции оказывается более выигрышным, когда дается обобщающий или обзорный материал, где важно поддерживать цельность изложения. Лекции лучше приспособлены для демонстраций. Лекционная форма приучает школьников к ведению конспектов, что делает более плавным предстоящий им переход к вузовской форме обучения.

Формы уроков могут быть довольно разнообразны. Учительница биологии Т.А. Богатых (491 школа) практикует уроки-конференции, на которых учащиеся делают подготовленные сообщения (с использованием научно-популярной литературы).

В старших лицейских или гимназических классах, как правило, вводится лекционно-семинарская система, с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме. Лекции читаются одновременно всем параллельным классам. Контакты между лектором и слушателями, естественно, слабее, чем контакт хорошего учителя с каждым из учеников в ходе обычного урока. Тем не менее, жанр лекции оказывается более выигрышным, когда дается обобщающий или обзорный материал, где важно поддерживать цельность изложения. Лекции лучше приспособлены для демонстраций. Лекционная форма приучает школьников к ведению конспектов, что делает более плавным предстоящий им переход к вузовской форме обучения.

В некоторых лицеях или в лицейских классах (например, в Лицее информационных технологий) практикуется защита выпускниками дипломных работ. В дипломной работе школьник должен продемонстрировать свою квалификацию, приобретенную за годы обучения. Как правило, в таких лицеях все школьники приобщаются к исследовательской работе, и в дипломную работу включают результаты своих исследований. В отдельных случаях такие дипломные работы вполне могут соперничать с дипломными работами студентов. В ходе защиты, как и полагается, выступает руководитель и рецензент, оценку дает экзаменационная комиссия.


Предложения по реформированию образования.

Отвечая на этот пункт, включенный в перечень предложенных Соросовским учителям вопросов, учителя отмечают сложное, почти катастрофическое положение, складывающееся в государственном школьном образовании.

С.Н. Анчугова, (учительница математики школы № 817): -“Школьное образование на сегодняшний день находится в ужасном состоянии. Лучшие учителя влачат нищенское существование и уходят из школы, а молодежь в школу не идет”.

Е.Л. Мещерский, учитель физики лицея -Вторая школа, обладатель четырех грантов: -“Главная беда преподавателей школ: чрезмерная нагрузка (следствие чрезвычайно низкой зарплаты), отсутствие общения с коллегами. Большая нагрузка приводит к потере квалификации”.

А.А. Чеботарев, учитель физики гимназии № 1567, обладатель четырех грантов: -“Радикальная реформа образования России не нужна — после каждой такой реформы уровень образования понижается”.

Ю.И. Сударкин, учитель физики школы № 1212, обладатель двух грантов: -“Изменение пропорций в числе уроков по предметам естественного и гуманитарного циклов с явным преимуществом в пользу последнего не позволяет сохранить даже прежний уровень подготовки учащихся. Доминирует нагрузка на память, уменьшается доля нагрузки, развивающей логическое мышление. Не могу найти разумного объяснения сокращению доли предметов естественного цикла в системе образования России. Это же базис образования, основа экономического роста! Отрицательный результат происходящих изменений уже заметен сейчас. Нужно радикально изменить отношение государства к труду интеллектуальному, созидательному, производительному”.

С.В. Мысик, учитель физики школы № 491: -“В системе российского образования необходимо смещение ориентации с формирования “человека знающего” на “человека творчески мыслящего”, способного решать проблемы в динамически изменяющемся мире. Должна быть предусмотрена разработка и внедрение диалоговых методик обучения и методик самообразования и самовоспитания”.


Российскиедошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положени­ем о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению дошкольные уч­реждения призваны решать комплекс задач, как то:

  • осуще­ствлять охрану жизни и здоровья детей;

  • обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;

  • при­общать к общечеловеческим ценностям;

  • взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выбо­ре приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

В соответствии с типовым положением функциониру­ют разные виды дошкольных учреждений:

- детский сад;

- детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллекту­ального, художественно-эстетического, физического и т.п.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактичес­ких и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав которо­го могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оз­доровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад с осуществлени­ем физического и психического развития, коррекции и оз­доровления всех детей.

Необходимо отметить, что в системе современных до­школьных учреждений осталось незначительное число яс­лей, столь распространенных в нашей стране 10-15 лет на­зад. Дело в том, что условия воспитания в яслях вызывали закономерную критику со стороны педагогов, психологов, врачей, считавших отрыв маленького ребенка от семьи тя­желой нагрузкой для его несовершенной психики. Будучи по своему назначению оздоровительными учреждениями, ясли не выполняли в полной мере эту функцию, и заболева­емость детей была достаточно высокой. Забота о здоровье подрастающего поколения побудила правительство ввес­ти так называемое “оплачиваемое материнство”: матерям предоставляется частично оплачиваемый отпуск в связи с уходом за ребенком до достижения им трехлетнего возрас­та. Однако надежды на то, что в условиях семьи дети в пер­вые годы жизни будут развиваться лучше, чем в дошколь­ном учреждении, полностью не оправдались. Анализ пока­зателей развития детей раннего возраста, воспитывающихся в семье, свидетельствует, что половина из них имеет откло­нения в физическом здоровье, задержки развития. Это объясняется неудовлетворительным уходом за маленькими детьми, низким уровнем педагогической культуры родителей, а иногда и их жестоким обращением с ребенком. Де­тям из подобных семей, а также из семей, которые испыты­вают материальные трудности, необходимо посещать ясель­ные группы дошкольного учреждения. Это будет полезным и для детей из так называемых благополучных семей, по­скольку, как утверждают психологи, в разумной ранней социализации в сочетании с квалифицированной диагнос­тикой развития и его коррекцией нуждаются все современ­ные малыши.

В настоящее время ведутся научные исследования с це­лью разработки модели семейно-общественного воспита­ния детей раннего возраста в условиях дошкольного учреж­дения и семьи. Осуществляется поиск новых технологий воспитания детей преддошкольного возраста. В дошколь­ных учреждениях создаются группы с гибким режимом ра­боты. Оказывается медико-психолого-социальная помощь семьям, в которых есть дети раннего возраста.

21 марта 2000 года в МГПУ на факультете дошкольной педагогики и психологии состоялась межрегиональная научно-практическая конференция на тему “Проблемы дошкольного образования XXI, на которой была принята программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.

Отечественная система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Как ни в одной другой стране, в российском детском саду ребенку обеспечивается не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание. Однако такой многоаспектный спектр услуг требует и значительных затрат. Во многом именно поэтому в новых социально-экономических условиях с каждым годом в стране продолжает увеличиваться общее количество закрывающихся детских садов. Если в доперестроечный период охват детей дошкольным образованием в России составлял 72%, то в настоящее время он снизился до 50%.

Проблема сохранения сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) остается актуальной на протяжении всего периода радикальных социально-политических и экономических преобразований в России. В целях предотвращения ее разрушения были разработаны и приняты директивные документы как федерального, так и регионального уровня, а также соответствующие нормативные правовые акты в субъектах Российской Федерации. Это позволило ослабить негативные тенденции, и закрытие детских садов в настоящее время происходит не такими темпами, как в начале 90-х годов. Однако сеть ДОУ продолжает сокращаться.

Огромные усилия для обеспечения деятельности детских садов. Однако прогрессирую­щий рост цен на энергоносители, транспорт, питание, оборудование при незащищен­ности соответствующих затратных статей приводит к вынужденному закрытию в муниципальных ДОУ.

В то же время фактическое сокращение финансирования системы дошкольного образования по всему объему статей может в ближайшем будущем привести снижению его качества, что в свою очередь будет способствовать дальнейшем разрушению системы дошкольного образования в целом, Таким образом, для обеспечения традиционного полного спектра услуг, требующих наличия в ДО пищеблока, прачечной и обслуживающего их технического персонала, а также медицинских и педагогических работников, необходимы соответствующие бюджета; ассигнования либо доходы родителей, за счет которых затраты могли бы компенсироваться. Однако при существующих тенденциях общей экономической ситуации очевидно, что в ближайшее время это нереально. Поэтому для сохранения систем дошкольного образования необходимо искать внутренние резервы, которые позволили снизить расходы на ее содержание.

Анализ показывает, что большая часть таких расходов приходится на услуги непосредственно не связанные с образованием: например, затраты на питание, зарплату персонала, обеспечивающего присмотр за детьми во время их 10—12-часов ежедневного пребывания в детском саду.

В экономически развитых странах Европы и США примерно с 60-70-х годах сложилась система вариативных организационных форм работы с дошкольниками, Это различные центры, игровые группы, в которых дети проводят неполный день, а питание обеспечивают родители.

В России нормативно-правовая основа подобных разнообразных форм дошкольного образования была разработана еще в середине 90-х годов. Так, в “Типовом положении” о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677) допускается “функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения” (п. 21). В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации “Об образовании” органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Однако эта норма создания новых, в том числе менее затратных, форм дошкольного образования остается в полной мере невостребованной. Это происходит по целому ряду причин. Среди них недостаточная инициативность местных администраций, насущная потребность специальных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимость соответствующего программно-методического обеспечения и др.

При этом необходимо отметить появление в последнее время так называемых “групп развития” и “групп подготовки к школе”, которые чаще всего ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных задач и не обеспечивают поддержки основных линий психического развития дошкольников. Более того, зачастую единствен­ной целью работы этих групп становится подготовка детей к школе, а забота о полноценном проживании ребенком такого важнейшего периода своего развития, как дошкольное детство, остается за границами внимания педагогов. Это обстоятельство, в свою очередь, превращает образовательный процесс в “натаскивание” и муштру, нанося порой откровенный вред ребенку.

В Департаменте общего и профессионального образования Тульской области и в отдельных территориях на основе региональной и местных программ развития образования в новых социально-экономических ус­ловиях разработаны планы измене­ния деятельности ДОУ в соответст­вии с потребностями населения в тех или иных услугах. Реализуются программы “Здоровье”, “Дети Черно­быля”. “Детский сад на селе”.

Увеличилось число детских садов комбинированного типа: их теперь 171, и посещают их почти 25 тысяч детей. Кроме того, в области функ­ционирует 6 дошкольных гимназий, 24 комплекса “школа-детский сад”, 3 школы-лаборатории, 5 центров образовательно-оздоровительного на­правления. Учреждениям нового типа. Начала развиваться сеть негосудар­ственных дошкольных учреждений. На базе детского сада № 104 Тулы работает “Материнская школа”, в которой используются неординарные подходы к воспитанию у детей чувства любви к окружающему. Ана­логичные учреждения создаются в городах Алексине, Щекино. Детские сады № 46 и № 156 Тулы в основу своей деятельности положили кон­цепцию “Школа Толстого”. Вот уже три года в Туле функционирует детский сад-школа “Возрождение”, главная цель которого — развитие природных способностей детей с самого раннего возраста с использо­ванием традиций педагогических уче­ний прошлого.

Интересен опыт комплекса “школа-детский сад” № 144 Тулы, работающего по программе профес­сора Тарасова “Экология и диалекти­ка”. В комплексе отрабатывается новая модель образовательного учреждения. Однако в настоящее время прихо­дится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную брешь в непре­рывности педагогического процесса. Прежде всего это относится к разры­ву между дошкольным и начальным школьным образованием, хотя, по признанию ученых и практиков, именно этот возрастной период явля­ется наиболее важным для общего развития, формирования личностных качеств, необходимых в течение всей последующей жизни и служащих фун­даментом для приобретения специаль­ных знаний и навыков.

В чем же причина разрыва между важнейшими, основополагающими зве­ньями образования? В первую очередь, на мой взгляд, она состоит в том, что эти две ступени образования находят­ся в ведении разных типов воспита­тельно-образовательных учреждений и курируются обособленными друг от друга педагогической и психологичес­кой наукой. Поэтому указанный раз­рыв имеет место уже на уровне программ воспитания и обучения в детском саду и школе, методов и форм организации педагогического процесса, хотя, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ “Об образовании”, программа начальной школы должна базироваться на образовательной про­грамме отходят на второй план, направляя педагогический процесс на “приведе­ние” возможностей детей к некой единой норме. Ориентация на “сред­него” ребенка приводит к тому, что развитие детей с более высоким уров­нем искусственно тормозится и они не могут полноценно реализовать свои способности, а дети с темпом развития ниже среднего уровня вынуждены по­стоянно переживать неуспех, что отри­цательно сказывается на их эмоцио­нальном и психическом благополучии.

В то же время, если уже имеются первые попытки создания единых программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (“Золо­той ключик”, Москва, “Детская школа”, Омск и др.), основанных на принципах гуманизации отходят на второй план, направляя педагогический процесс на “приведе­ние” возможностей детей к некой единой норме.Ориентация на “сред­него” ребенка приводит к тому, что развитие детей с более высоким уров­нем искусственно тормозится и они не могут полноценно реализовать свои способности, а дети с темпом развития ниже среднего уровня вынуждены по­стоянно переживать неуспех, что отри­цательно сказывается на их эмоцио­нальном и психическом благополучии.

В то же время если уже имеются первые попытки создания единых программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (“Золо­той ключик” (Москва), “Детская школа” (Омск) и др.), основанных на принципах гуманизации и демократи­зации педагогического процесса, то средние и высшие педагогические учебные заведения, продолжают обу­чать студентов (факультеты дошколь­ного и начального школьного образования этому, т.е. практически изолированно друг от друга. Поэтому специалисты, окончившие факультет “Педагогика и психология начального школьного образования”, совершенно не знают особенностей детей до­школьного возраста, и наоборот.

Не удивительно, что учителя, при­нимая детей в первый класс общеоб­разовательной школы, зачастую тести­руют их по школьным предметам, оценивая уровень развития в зависи­мости от знания определенной части учебного материала, а не от развития необходимых для обучения психичес­ких и физических качеств личности (память, мышление, воображение, любознательность, воля и др.). Воспи­татели же, в свою очередь, предвидя такие требования школы, стремятся дать детям конкретный объем зна­ний, умений и навыков, механически “натаскивая” на школьную програм­му. Таким образом, и в детском саду задачи общего развития отходят на второй план, уступая место школьной подготовке. Нивелируется сама идея самоценности дошкольного детства и основных видов деятельности детей этого возраста.

Однако даже во вновь учреждениях типа “детский сад-школа”, призванных осуществить пре­емственность между дошкольным уч­реждением и начальной школой, эти две ступени образования часто просто располагаются в одном здании, но существуют автономно, так как про­блемы коренного изменения органи­зации работы образовательного уч­реждения и интеграции содержания педагогического процесса (единого “сквозного” содержания образования с дифференциацией воспитания и обучения детей на основе учета воз­растных, психологических и индиви­дуальных особенностей каждого ре­бенка) не решаются.

Решить проблему преемственности, на мой взгляд, возможно лишь, если будет реализована единая линия раз­вития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Толь­ко такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; только тогда две начальные ступени образования будут действо­вать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учрежде­нии.

Поэтому, прежде всего необходимо пересмотреть и раз­работать:

• общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса;

• общие принципы построения программ и методик;

• общие принципы отбора и подго­товки кадров.

Думается, что только комплексное решение всех этих проблем позволит на практике реализовать идею преем­ственности детского сада и школы.

В июне 1993 г. по многочисленным просьбам родителей между адми­нистрацией Автозаводского района Н. Новгорода и дирекцией ОАО система социально педагогической коррекции “ГАЗ” был заключен договор об от­крытии на базе ДОУ № 117 учрежде­ния нового типа — Детский центр-прогимназия.

Режим пребывания в прогимназии такой же, как и в детском саду (с 6.00 до 18.00). Дети получают четырехразо­вое питание и комплекс таких услуг, как физиолечение, массаж, сауна, плавание, занятия в клубах, студиях, секциях и др. Вся нерегламентирован­ная деятельность детей организуется в разновозрастном сообществе, создаю­щем уникальную возможность кон­тактов между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Перво­классники-шестилетки, как и до­школьники, днем спят, а дети 2-4 классов имеют возможность просто отдохнуть (для этого имеются специ­альные зоны отдыха) или заняться по выбору любимым делом.

Оплата содержания детей в детском центре-прогимназии одинакова для дошкольных групп и классов (20 % себестоимости).

В течение дня в прогимназии с детьми работают воспитатели-гуверне­ры (в дошкольных группах — воспи­татели), которые организуют режим­ные процессы, нерегламентированную деятельность, присутствуют на всех занятиях, проводят затем индивиду­альную работу. Роль воспитателя (гу­вернера) как инициатора развивающе­го процесса очень важна: именно он является координатором всех педаго­гических воздействий на ребенка.

Благодаря переходу на гибкие графи­ки работы (в соответствии с конкрет­ными обязанностями в определенное время и в определенной группе-клас­се) появилась возможность изменения штатного расписания (при сохранении общего количества штатных единиц и фонда заработной платы). За счет этого были выделены (а не введены!) ставки специалистов по словесности, математике, английскому языку, ком­пьютерам, изодеятельности, ручному труду, природоведению и др., которые занимаются с детьми с 4 до 10 лет, прослеживая развитие каждого ребенка и “проживая” с ним совместную жизнь. Поэтому переход детей из до­школьных групп в прогимназические классы не вызывает каких-либо адап­тационных трудностей, тем более что все педагоги имеют специальное обра­зование и опыт работы с дошкольни­ками и младшими школьниками, что позволяет им осуществлять дифферен­цированный подход к детям. Это каса­ется и материала, и процесса общения вообще.


Источник: http://ref.repetiruem.ru/referat/sovremennaja-sistema-obrazovanija-v-rossii



Закрыть ... [X]

Система социально педагогической коррекции Система работы школы с проблемными детьми МБОУ СОШ 1 г. Емвы
Система социально педагогической коррекции Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Система социально педагогической коррекции Письмо Министерства образования и науки РФ от г
Система социально педагогической коррекции ГОСоциальное обслуживание населения. Термины
Система социально педагогической коррекции Приказ Минтруда России 664н от г. - Форум
Анализ научно-методической работы Банкетные залы для свадьбы в Москве - красивые и ГТО История ГТО ВФСК ГТО Как избавиться от запаха затхлостиСто хитростей Сто хитростей Как сделать химическую завивку в домашних